ГУ ТО СРЦН №2
srtc.odoev@tularegion.ru
Методическаая работа
8 (48736)4-11-96
301440, Тульская область, п. Одоев, ул. Октябрьская, д. 72а
с 09.00 до 18.00, выходной - суббота, воскресенье и праздничные дни. Приём несовершеннолетних в стационарное отделение круглосуточно, без выходных.
06.05.2016

Методическаая работа

06.05.2016

"Педагогическая этика в работе с воспитанниками"

29 апреля в Одоевском отделении Центра состоялось методическое объединение педагогических работников по теме "Педагогическая этика в работе с воспитанниками". Воспитатели Захаров С.Е., Земко И.В., Федина Н.А., Домашевская Н.А. выступили с докладами по теме методического заседания.(На фото воспитатель С.Е. Захаров выступает с докладом "Педагогическая этика в работе с воспитанниками") 

Успешное педагогическое общение является основой эффективной профессиональной деятельности воспитателя.

 Общение с воспитанниками в педагогических целях играет важную роль в социализации ребенка, в его личностном развитии. Однако даже опытные педагоги сталкиваются с трудностями общения, которые осложняют воспитательную работу, часто вызывая острое чувство неудовлетворенности, а порой и сомнения в своей профессиональной состоятельности. Общение с воспитанниками усложняется как объективными, так PI субъективными факторами, что вынуждает педагога вновь и вновь возвращаться к размышлениям о сложных сторонах общения.

 Педагогическое общение - это профессиональное общение педагога с детьми в процессе обучения и воспитания, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и ребенком внутри коллектива.

 Педагогическое общение - многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и детьми, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

 В основе взаимоотношений воспитанников социально -реабилитационного центра и педагогов этого учреждения лежат два мощных, во многом определяющих их специфику фактора. С одной стороны, это - остро переживаемый детьми и подростками устойчивый дефицит их общения с широким социумом или связанное с прошлым, нередко криминальным опытом недоверие к взрослым вообще и к педагогам, в частности, а с другой стороны - преимущественная ориентация этих взрослых не столько на личностное развитие своих подопечных, сколько на поддержание предусмотренного режимом порядка учреждения. Такая складывающаяся ситуация ведет   к обособлению одних от других, взаимонепониманию, неудовлетворенности от общения и взаимодействия, а в конечном счете - и к «сбоям» в воспитательной работе.

 Как показывает практика, большинство воспитанников центра имеют предшествующий опыт воспитания вне семьи. Алкоголизм родителей, жестокое обращение, невнимание со стороны старших членов семьи, общение с душевнобольными родственниками - понятно, что такой опыт «семейной» жизни не только затрудняет выполнение воспитательных задач, традиционно стоящих перед педагогом, но и порождает ситуацию, при которой акцент его усилий должен быть смещен в плоскость перевоспитания и исправления ребенка. Более того, вместо готовности сотрудничать воспитатель в данных обстоятельствах, как правило, особенно в начале «пути», сталкивается с недоверием, если не с враждебностью, стремлением уйти от контакта, неприятием новых условий и верностью традициям прошлой «семейной» жизни.

 В тоже время те воспитательные задачи, которые и в профессиональном, и попросту в личностном плане призван решать взрослый в условиях социально - реабилитационного центра, предполагают выполнение им не только, а может быть, и не столько роли собственно педагога, сколько родительской роли, то есть, по сути дела, роли самого душевно близкого ребенку человека.

 Воспитатель совместно с детьми проживает и переживает все, что происходит каждый день в реабилитационном центре.

 Его работа не ограничивается соблюдением режимных моментов, выполнением учебных программ, а соединяет воедино всю многообразную деятельность в сотрудничестве с воспитанниками. Воспитатель не воспитывает, а актуализирует исследовательскую активность самого ребенка, стимулирует его тенденцию к личностному росту, создает условия для совершения нравственных поступков, для самостоятельного обнаружения и постановки им познавательных проблем и задач.

 Личность воспитывается личностью. Эта идея заложена в основу гуманизации учебно-воспитательного процесса в социально - реабилитационном центре.

 Гуманистическое    педагогическое взаимодействие    -    это диалогическое,   творческое,   личностное       и       индивидуализированное взаимодействие.  Оно обеспечивает не просто передачу знаний, умений, навыков, привычек, способов действия и т. п. от педагога воспитанникам, но и их взаимообогащающее личностное развитие. Назовем общие направления воспитательного процесса:

 • Самоизменение ( самосовершенствование) личности воспитателя как условие развития личности ребенка. Самосовершенствование личности воспитателя (снижение собственной внутренней конфликтности, приобретение умения становиться на точку зрения другого и т.п. ) вызывает самые различные, не всегда предсказуемые позитивные изменения в поведении и системе ценностных ориентации детей. Это составляет важное условие изменения жизненной позиции ребенка, совершенствования его личности.

 • Бережное отношение к воспитаннику. Изначальный и очевидный смысл этого направления состоит в том, что взрослые, планируя и осуществляя свои воспитательные воздействия, должны исключить риск нанесения ребенку душевной травмы. Другой важный аспект данного направления заключается в том, что взрослый эмоционально принимает ребенка, верит в возможности его роста ( такое доверие вызывает естественный эмоциональный отклик ребенка, стимулирует развитие в отличие от всевозможных угроз и наставлений).

 Наименее очевидный смысл этого направления заключается в том, чтобы адекватно оценивать то, что уже есть в ребенке. Для того чтобы выявить этот смысл, взрослым необходимо расстаться со свойственным им убеждением в своем превосходстве над ребенком, со взглядом на него как на существо, во всех отношениях менее совершенное. Важно осознавать, что ребенок предрасположен искренне радоваться, и удивляться как неизвестному, так и многократно испытанному, бескорыстно исследовать мир, что он - носитель творческих тенденций.

 • Непрямое воздействие на воспитанника. Воспитатель, исключая наставления, создает ситуации, в которых у ребенка с высокой вероятностью возникают желаемые изменения в поведении и отношении к миру (организует систему поддержки: изменение отношения к воспитаннику со стороны других детей, повышение его статуса и т.п.; предоставляет подростку право самостоятельно разрешать трудные, конфликтные ситуации).

 Мы живем в мире постоянных компромиссов и необходимо научиться находить альтернативы. Нахождение альтернативы означает возможность разрешить конфликт между взрослым и ребенком таким образом, чтобы каждый почувствовал себя лучше и понял суть противоречия. Оно включает в себя достижение взаимного согласия.

 Педагоги должны помнить следующее:

 • советы делают ребенка более зависимым от взрослого, они не способствуют, чтобы ребенок научился решать проблемы сам;

 • ребенок скептически воспринимает советы взрослого и не любит, когда ему указывают, что и как делать. Он стремится включиться в обсуждение проблемы;

 • каждый участник конфликта - человек, следовательно, к каждому нужно относиться достойно и с уважением: « То, что случилось, является проблемой, и я хочу, чтобы ты помог решить ее»;

 • избегайте обвинений, которые лишь вынуждают ребенка защищаться и уменьшают шансы на разрешение противоречия;

 • скажите все, как есть; если вы чувствуете себя сильным в этом пункте, имеет смысл, чтобы именно вы обратились к ребенку с вопросом;

 • используйте совместные действия, вам следует дать ребенку понять, что вы должны объединиться в поиске того решения, при котором никто не будет ущемлен: «Какие у тебя идеи по поводу нашей проблемы?» или « Две головы лучше одной»;

 • важно, чтобы ребенок поверил в то, что вы искренне желаете, его помощи и с уважением относитесь к его идеям;

 • будьте открытыми, избегайте оценок, осуждений или принижения предлагаемых ребенком решений: «Что мы думаем о тех решениях, к которым мы пришли?» или « Можно ли сказать, что какое-то решение лучше других?» решения отбрасываются, остаются только те, которые приемлемы для ребенка и педагога;

 • решение не конкретизируется; ни одно из решений не должно считаться окончательным и не подлежащим изменениям: «Мне хотелось бы попробовать. А тебе?»;

 • подводя итог, можно сказать: « Похоже, что мы достигли согласия». Ведущим в педагогическом взаимодействии является принцип диалога.

 Он связан с преобразованием позиций взрослого и ребенка в личностно -равноправные, в позиции со - учащихся, со - воспитывающихся, со-трудничающихся людей.

 Общение строится с учетом адекватных возрастных (по уровню развития) и индивидуальных (личностных) особенностей и возможностей, способностей и склонностей всех воспитанников.

 Формы поведения, реализующие установку на понимание, эмпатию, доверие и принятие, включают в себя:

 - зрительный контакт;

 - язык жестов (естественные раскованные открытые жесты и позы);

 - внимательное слушание партнера, побуждающее высказывать мысли и чувства.

 Воспитатель сам должен быть воспитан. Нельзя формировать личность воспитанника, не будучи самому той «прекрасной личностью», о которой так проникновенно писал А.С. Макаренко. В противном случае не поможет никакая педагогическая «техника».

 

    Добавить комментарий
    Необходимо согласие на обработку персональных данных