Реабилитация детей с ограниченными возможностями в условиях Реабилитационного центра
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, и доступа к культурным ценностям.
Ребенок, поставленный лицом к лицу с родителями, у которых одна доминанта - его болезнь, постепенно изолируются от общества, и не о каком его воспитании и тем более развитии психических процессов речи быть не может. Социализация ребенка происходит микросоциуме (семья) и в макросоциуме (общество).
Как известно, под реабилитацией в широком смысле слова понимают итог всех затрат и действий которые способствуют обеспечение людям, неполноценным вследствие рожденных пороков, болезней, или несчастных случаев, возможности вести нормальный образ жизни, обретать свое место в обществе, в полной мере проявлять свои способности.
• Ребенок, имеющий инвалидность - часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни.
• Ребенок, имеющий инвалидность может быть также способен и талантлив, как его сверстники, не имеющие проблем со здоровьем.
• Ребенок – не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве.
Таким учреждением, которое создано с целью оказания детям и подросткам с ограниченными возможностями помощи и обеспечение их максимально полной социальной жизни в обществе, в семье является государственное учреждение Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних №2» , который расположен по адресу: г. Суворов, ул. Строителей, д.15.
Социальная реабилитация играет ведущую роль в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и осуществляется в процессе различных видов деятельности.
В систему психолого-педагогического сопровождения необходимо включать различные виды социальной реабилитации: социально-бытовую, социально-трудовую, социально-культурную и т. д.
Они нацелены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни; на формирование у них знаний, умений и навыков самообслуживания, помощи в ведении домашнего хозяйства, умение пользоваться предприятиями служб быта, торговли, транспорта, медицинской помощи, то есть способствуют всецелой социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Особую роль в психолого-педагогическом процессе нашего учреждения уделяется социально-культурной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями. Социокультурная реабилитация детей и подростков осуществляется по следующим направлениям:
- кружок по изготовлению открыток «Волшебный мир открыток»;
- сказкотерапия «Умные сказки»;
- мини оркест «ДоМиСолька»;
-проектная деятельность «Знает вся детвора: шашки лучшая игра»;
- деятельность клуба для семей, воспитывающих детей-инвалидов, детей с ОВЗ «Гармония»;
- участие в городских и региональных, всероссийских конкурсах и выставках;
-участие в социокультурных мероприятиях организуемых учреждением (праздники, досуги, развлечения тп.)
Включение «особых» детей и подростков в различные формы социокультурной реабилитации оказывает на них социализирующее влияние, расширяет возможности для самоутверждения и самореализации. Наши дети неоднократно являлись участниками и победителями творческих конкурсов, что позволяет обеспечить равные возможности со сверстниками, и играет важную роль для успешной интеграции в общество.
В заключении следует сказать, что важность социальной реабилитации в условиях Реабилитационного центра невозможно переоценить. Использование индивидуального подхода к усвоению детьми социальных навыков, применение различных инновационных методов и приемов, активное участие в этом педагогов, психологов, родителей – способствует обеспечению максимально эффективной социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями и приводит к снижению у наших воспитанников уровня социально депривации.