Родителям
В настоящее время в Российской Федерации наблюдается стойкая тенденция к увеличению числа новорожденных детей с различными отклонениями здоровья. В ряду патологий у данного контингента детей перинатальное поражение центральной нервной системы (ЦНС) занимает лидирующее место, причем гипоксический генез поражения характерен для значительного процента случаев. Современные исследования показывают, что число таких детей достигает 70-75 % от общего числа новорожденных. Причинами данного явления исследователи называют ухудшение состояния здоровья женщин, выхаживание глубоко недоношенных детей. В дальнейшем у таких детей отмечаются задержки психического и речевого развития, различные речевые нарушения, трудности обучения, а в наиболее тяжелых случаях – детский церебральный паралич и множественные нарушения развития.
Целевыми группами населения, в отношении которых осуществляются услуги ранней помощи, являются дети с ОВЗ, в том числе дети-инвалиды, относящиеся к возрастной группе от 0 до 3 лет, имеющие отклонения от нормального психического и физического развития различной степени выраженности, вызванные врожденными или приобретенными дефектами, и в силу этого нуждающиеся в специальном комплексном сопровождении их развития. Основными критериями отнесения ребенка к категории детей раннего возраста с ОВЗ являются: возраст ребенка от 0 до 3 лет; наличие интеллектуального, сенсорного, эмоционального, двигательного, речевого недостатка или их сочетаний; наличие потребности в специальном медико-психолого-педагогическом сопровождении.
Работа служб ранней помощи строится на основе принципов бесплатности, доступности, регулярности, открытости, семейноцентрированности, индивидуальности, естественности, уважительности, командной работы, компетентности, научной обоснованности. Основными задачами деятельности служб ранней помощи являются: улучшение функционирования ребенка в естественных жизненных условиях; повышение качества взаимодействия и отношений ребенка с родителями, другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами в семье; повышение компетентности родителей в вопросах развития и воспитания ребенка; включение ребенка в среду сверстников, расширение социальных контактов ребенка и семьи.
Внедрение программы психолого-педагогического сопровождения детей первых трех лет жизни позволяет подготовить детей группы риска к поступлению в детский сад, а для детей-инвалидов и детей с выраженными отклонениями в развитии определить индивидуальные образовательные маршруты.
Поделиться с друзьями: