Цель: автоматизировать звук [ш] в связной речи.
Задачи:
1.Автоматизация звука [ш] связной речи.
2.Развитие силы голоса, дыхания, мелкой моторики;
3.Развитие фонематического слуха;
4.Активизация в речи слов со звуком [ш] в связной речи.
5.Воспитывать у ребенка желание правильно и красиво говорить.
Оборудование: индивидуальный материал для упражнений: мимические упражнения, упражнения для дыхания, упражнения для развития силы голоса, упражнения для развития мелкой моторики, карточки с заданиями.
Ход занятия:
I.Организационный этап
Здравствуй! Я рад приветствовать тебя на нашем занятии. А на какое занятие ты пришел сегодня? Как ты думаешь, чему мы будем учиться на индивидуальном занятии? Какие органы артикуляции нам помогают правильно и красиво говорить?
II. Основная часть
-Сегодня к нам в гости пришел пушистый зверёк, а какой нужно отгадать загадку:
Бурый он и косолапый,
Ловит рыбу мощной лапой.
А ещё он любит мёд!
Кто сластёну назовёт? (медведь)
– Верно, это медведь, а хочешь ли узнать его имя? Но чтобы узнать имя медведя нам нужно выполнить упражнения, которые он принёс нам.
1) Мимические упражнения
– И первое задание которое принёс нам медведь, это упражнения для лица.
2) Упражнения для дыхания
– А теперь медведь просит выполнить нас упражнения для дыхания.
-Медвеженок просит нас остудить чай.
3) Упражнения для развития силы голоса
Медведь принес нам задание на развитие силы голоса.
4) Упражнения для развития мелкой моторики
– Медведь принес нам упражнение для мелкой моторики.
5) Артикуляционная гимнастика
– А следующее упражнение, которое принёс Медведь артикуляционную гимнастику.
1. «Улыбка-трубочка.»
2. «Чистим верхние зубки»
3. «Лошадка»
4. «Грибочек»
5. «Вкусное варенье»
6. «Чашечка»
-Какой мы молодец! Выполнил его упражнения и теперь он разрешает мне сказать его имя. Нашего медведя зовут Миша.
– Давай вместе проговорим МИ-ША.
-Молодец, а теперь послушай, какой звук я выделяю голосом?
– Какой звук я выделял голосом?
6) Работа с профилем
– Сейчас мы возьмём зеркала и произнесём звук [ш].
– Как располагаются губы, зубы и язык?
-А какой звук [Ш], дайте характеристику?
-Каким сигналом обозначен?
-Молодец!
7) Развитие фонематического слуха.
Какому звуку давали характеристику?
-А сейчас поиграем в игру «поймай звук».
( ш,п,жз,к,ш,с,р,ш)
-Будем учиться выделять звук [ш] в слогах.
(шу,за, шо, на, ша)
8) Чтение слогов.
-А теперь выделим звук [ш] в словах.
(шуба, дом, яблоко, шар, жаба, конь, шина).
Среди чего мы выделяли звук?
-Будем учиться читать слоги со звуком [ш]: ШУ-ША- ШО
-А теперь прочтем обратный слог.
9) Работа с картинками
Расположены картинки:
Шоколад, вишня, груша, каша, шишки.
-Назови, что изображено на картинках?
-Какая картинка лишняя?
-Почему?
10) Звукобуквенный анализ слова
-Давай распределим слова по месту нахождения звука [ш], в начале, в середине и в конце слова.
11) Составление словосочетаний
–Будем учиться составлять словосочетания по нашим картинкам
-Шоколад какой?
-Вишня какая?
-Груша какая?
-Каша какая?
III. Рефлексия
-Ты молодец. Мне было очень приятно с тобой работать. Ты был внимательным, активным, сосредоточенным и очень старательным. С кем ты познакомился? Чему было посвящено наше занятие? Какие органы артикуляции помогают нам правильно и красиво говорить? Наше занятие было полезным? Прикрепи фигурку звука [ш] на подходящее место в «Замке»
Самоанализ коррекционно- логопедического занятия
Данное занятие посвящено постановке звука [ш]. Структура занятия отвечает развивающим задачам обучения, воспитания и коррекции. Оно органично связано с предыдущими занятиями и опирается на них, является подготовительным к следующей теме.
Было учтено речевое заключение на ребенка, особенности психического развития детей младшего школьного возраста, индивидуальные возможности ребенка.
Цель: автоматизировать звук [ш]в словосочетаниях и предложениях.
Задачи:
1.Автоматизация звука [ш] связной речи.
2.Развитие силы голоса, дыхания, мелкой моторики;
3.Развитие фонематического слуха;
4.Активизация в речи слов со звуком [ш] в связной речи.
5.Воспитывать у ребенка желание правильно и красиво говорить.
При проведении занятия большое значение придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход) и специальных положений, разработанных в логопедии (принцип развития, принцип системного подхода, принцип связи речи с другими сторонами психического развития).
В основу обучения было положено развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. Процессу овладения детьми фонетической системы языка придавался осознанный характер. Осознанный контроль за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех этапах занятия сочетался с развитием фонематического восприятия.
На занятии обучение носило проблемно-игровой характер. Во время путешествия по волшебному городу ребенок выполнял различные задания. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность ребенка и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.
В ходе занятия использовал наглядные, словесные и практические методы, направленные на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности.
Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия. Смена видов деятельности позволила предотвратить утомляемость и пресыщемость каким-то одним видом деятельности. Ребенок динамично переключался со словесных игр на игры с предметами.
Для получения более высоких результатов деятельности, были использованы разнообразные материалы: наглядные пособия, дидактический раздаточный материал. Наглядный материал соответствовал теме и целям занятия. На всех этапах занятия активизировалась речевая деятельность ребенка. В ходе занятия следила за внятностью, выразительностью речи ребенка, осуществляла дифференцированный подход в обучении. Максимально учитывала интересы и способности ребенка, варьировала задания и их дозировку.
Анализируя деятельность ребенка на занятии, хочется отметить, что он проявляли познавательную активность, эмоциональное реагировал на приёмы активации деятельности, использовал имеющиеся знания и умения. Он были заинтересован, внимателен, организован.
Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы обеспечивали мотивацию деятельности ребенка на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. Коррекционно-развивающие задачи были выполнены, и цель достигнута