Цели:
коррекционно-развивающие
-формирование навыка правильного произношения изолированного звука;
-максимальное использование сформированных артикуляционных движений опорных звуков;
-развитие кинестетической основы организации движений;
-формирование адекватных фонематических представлений
коррекционно-образовательные:
-восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи
коррекционно-воспитательные:
-установление доверительных отношений между логопедом и ребенком и целенаправленная подготовка к занятиям.
Оборудование: магнитофон для выполнения артикуляционной гимнастики ; зеркало; зонд, спирт, вата; игра «Звуковая мозаика», фишки.
Ход занятия:
I. Орг.момент
-Сегодня для занятия нам нужно хорошее настроение, терпение, старание. И мы будим учиться рычать как тигр.
II. Основная часть
- Дыхательная и артикуляционная гимнастика:
Упражнение для выработки напора воздуха
– Выдувание ватных шариков из стаканчика
2. Упражнение для языка (делается под музыку)
1. «Чистим зубки», «расческа», «блинчик», «чашечка», «мостик».
- Обучение учащегося ощущению положений органов артикуляции при произнесении звука Р
Логопед : дает словесный отчет, используя артикуляционный профиль.
· Кончик языка поднят к альвеолам,
· боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
· под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посредине языка кончик языка вибрирует у альвеол.
· губы открыты
· зубы разомкнуты
· на ладони, поднесенной ко рту, ощущается сильная струя воздуха
· звук – звонкий
- Физминутка
Игра «Слушай и повтори»
На звук А – хлопнуть в ладоши,
На звук У – закрыть глаза ладонями
На звук И – топнуть.
- Постановка звука Р в два этапа:
1 этап
Ставится фрикативный звук Р без вибрации от быстро произносимого звука Д без округления губ и с перемещением кончика языка максимально близко к верхним зубам (альвеолам).
Звук должен произноситься с сильным напором воздуха.
2 этап
С силой произносится фрикативный звук. Одновременно с этим вводится под нижнюю поверхность передней части языка зонд и производятся быстрые ритмичные движения из стороны в сторону, раскачивая язык.
- Игра на развитие фонематического слуха «Поймай звук»
(произношу разные звуки, затем слова, ребенок должен услышать звук «р» или слово со звуком «р2» и хлопнуть в ладоши»
- Развитие звукового анализа
Игра «Звуковая мозаика»
Перед ребенком жетоны – синие, зеленые.
Инструкция:
«Если слово оканчивается звуком Р, клади синий жетон. Если начинается со звука Р – зеленый
Слова: рубаха, пар, робот, бугор, мухомор, ракета, набор, забор
III. Итог занятия:
Смысловая рефлексия занятия (что училась делать на занятии?)
Эмоциональная рефлексия занятия (за что ты себя можешь похвалить?)