ГУ ТО СРЦН №2
srtc.odoev@tularegion.ru
Обучение детей с ОВЗ навыкам самообслуживания
8 (48736)4-11-96
301440, Тульская область, п. Одоев, ул. Октябрьская, д. 72а
с 09.00 до 18.00, выходной - суббота, воскресенье и праздничные дни. Приём несовершеннолетних в стационарное отделение круглосуточно, без выходных.

 

 логотип

 

ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ О РАБОТЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

 Тульская область. Госуслуги.

Как получить социальные услуги.  

Народный фронт проводит мониторинг изменения цен на основные продукты питания. Просим Вас ответить на вопросы из представленной анкеты с целью оценки ценовой доступности продуктов питания.

13.01.2021

Обучение детей с ОВЗ навыкам самообслуживания

13.01.2021

 

Привить ребенку навыки самообслуживания – значит, научить его есть, умываться, одеваться и раздеваться, по возможности пользоваться расческой, мылом, зубной щеткой, туалетной бумагой.

Существуют специальные способы обучения ребенка самостоятельному приему пищи.
  Прежде всего, кормите его чайной или десертной ложкой. При этом лучше используйте кашеобразные блюда. Содержимое первой ложки попадает в рот ребенку при полной его безучастности. Со второй ложкой следует дождаться того момента, когда ребенок верхними зубами и верхней губой захватывает пищу. Так малыш постепенно приучится брать пищу активными движениями губ. Не сразу, медленно и дозированно, задерживая ложку во рту ребенка, вы научите его такому сложному движению, как отхлебывание. Со временем движения губ и головы ребенка при кормлении станут активнее: достаточно только поднести ложку ко рту. В ответ на касание ложкой губ малыш наклоняет головку вперед, раскрывает рот и отхлебывает пищу. Обучая ребенка пользоваться ложкой, вы первоначально управляете его рукой. По мере взросления дети приучаются есть самостоятельно, но многие делают это торопливо и неаккуратно. В таких случаях поступайте следующим образом: не давайте всю порцию еды сразу, а кладите её на тарелку частями, по мере надобности. Ребенок, быстро справившись с первой порцией, вынужден некоторое время ждать, пока вы дадите вторую, третью и т.д. Тем самым он невольно привыкнет есть медленнее.
  Научить ребенка самостоятельно умываться – непросто, это длительный процесс, состоящий из многих этапов. Прежде всего, пусть малыш привыкнет к воде, сначала теплой, а затем холодной. Чтобы подобная привычка возникла и закрепилась, само действие желательно обратить в игру: вы вместе с ребенком купаете куклу, пускаете лодочку, достаете со дна тазика затонувшие предметы и т.п. Настает очередь следующего этапа. Поиграйте с ним в как бы умывание: потрите сухие руки одна об другую, сложите ладони так, как это делается при умывании. Держа руки ребенка в своих, вы потираете его ладошки друг о друга, проводите ими по лицу малыша. Теплая вода, спокойный темп водной процедуры, поощрение каждого самостоятельного движения непременно сделают умывание приятной для него процедурой. Во время умывания (как, впрочем, и в других случаях) обязательно разговаривайте с ним. Показывайте, называйте части тела, предметы туалета и просите ребенка повторить за вами.

Серьезная проблема для ребенка – научиться самостоятельно одеваться. Конечно, вам гораздо проще сделать это самим, чем многократно показывать одни и те же действия, не видя при этом никакого результата. Тем не менее, будьте терпеливы, систематически проводите эту работу, не меняйте порядок ее выполнения. Вначале, поощряя малейшее самостоятельное движение ребенка, помогайте ему правильно держать ногу, чтобы надеть колготки, поднять руки, когда с него снимают кофточку, вместе с ним снимайте заранее расшнурованные ботинки. Таким образом, действие формируется совместное. Это важнейший этап первоначального обучения. Позднее, по мере овладения элементарными умениями, ребенок будет выполнять многие действия самостоятельно.
  Чтобы научить детей застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, необходима длительная тренировка. Советуем вам изготовить специальные пособия. На жилете с пуговицами и петлями различной величины покажите ребенку, как застегивать пуговицы, начиная с крупных и постепенно переходя к более мелким. Для тренировки в шнуровании ботинок используйте дощечку, в которой проделайте два вертикальных ряда отверстий. На этом пособии, сделанном более крупно, чем соответствующая часть ботинка, научите ребенка шнуровать и завязывать шнурки. Все операции (вдевание шнурка, шнуровка и завязывание) проводите поэтапно, а затем объединяйте, после чего можно перейти и к настоящим ботинкам. Внимательно наблюдайте за активностью ребенка, словами, жестами поощряйте любую его попытку самостоятельно выполнить то движение, которому обучаете, иначе вы можете погасить те слабые проблески инициативы, которые затем грозят смениться полной пассивностью. Если ребенок научился надевать и снимать одежду, складывать и убирать её в определенное место, значит, вы воспитали у него привычку к аккуратности и сформировали некоторые положительные навыки поведения.

В начале обучения активность ребенка минимальна, но главное – он не бездействует, а становится все самостоятельнее. Поощряйте любой порыв сына или дочери, стройте занятия так, чтобы постепенно его (её) активность увеличивалась. Каждый раз ставьте перед ребенком не слишком трудную, но и не чересчур легкую задачу. От выполнения сложного задания ребенок откажется, а если задача слишком легка для него, он не обучится ничему новому. Помните, что вы должны научить ребенка элементарным санитарно-гигиеническим и бытовым навыкам. Для этого вам потребуется немо времени и сил. Ваш правильный подход к ребенку – не безграничная опека, а постоянная доброжелательная требовательность – поможет достичь определенных результатов в воспитании сына или дочери. Малыш может быть опрятен, хорошо воспитан, в определенной мере самостоятелен в быту.

 

Подготовил учитель – дефектолог Ефимичева Е. Е.

    Добавить комментарий
    Необходимо согласие на обработку персональных данных
    Повторная отправка формы через: