ГУ ТО СРЦН №2
srtc.odoev@tularegion.ru
ЛОГОПЕДЫ
8 (48736)4-11-96
301440, Тульская область, п. Одоев, ул. Октябрьская, д. 72а
с 09.00 до 18.00, выходной - суббота, воскресенье и праздничные дни. Приём несовершеннолетних в стационарное отделение круглосуточно, без выходных.

 

 логотип

 

ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ О РАБОТЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

 Тульская область. Госуслуги.

Как получить социальные услуги.  

Народный фронт проводит мониторинг изменения цен на основные продукты питания. Просим Вас ответить на вопросы из представленной анкеты с целью оценки ценовой доступности продуктов питания.

ЛОГОПЕДЫ

08.05.2020
08.05.2020

 

Подготовила логопед

 ГУ ТО СРЦН№2

Князева О.В.

Советы логопеда родителям

 

   Дорогие родители, вы, конечно, знаете, что ребенок не рождается со сложившейся речью. Речь формируется постепенно. Шаг за шагом малыш учится говорить: сначала произносить отдельные звуки и простые слова, затем связывать эти слова между собой, строить разные по сложности предложения и только потом - внятно и последовательно излагать свои мысли.

Рассмотрим этапы нормального речевого развития ребенка:

- К 1,5-2 годам в речи крохи должны появиться простые предложения, состоящие из двух, трех слов. в активной речи ребенка появляются первые прилагательные: «хороший», «плохой», «большой», «маленький». Не огорчайтесь, если они будут звучать как «хаёси, пахой, басёй, маикий.

- К 3 годам из речи ребенка уходит так называемое физиологическое смягчение (до этого малыш практически все согласные звуки произносил смягченно). Ребенок правильно воспроизводит гласные и все простые согласные звуки ([б], [б'], [п], [п'], [м], [м'], [т], [т'], [н], [н'], [к], [к'], [г], [г'],

[в], [в'], [ф], [ф']), строит простые распространенные или даже

сложносочиненные предложения с большим количеством грамматических ошибок. Он легко запоминает и рассказывает небольшие стишки.

- К 4 годам малыш должен правильно произносит свистящие звуки [с], [с'], [з], [з'], использовать в речи сложноподчиненные предложения. Он с удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали. Не настаивайте, чтобы ребенок правильно произносил в этом возрасте звук [р].

Очень часто желание мамы и папы научить ребенка овладеть сложным звуком и неумение делать это приводят к возникновению серьезного нарушения звукопроизношения.

- К 5 годам малыш должен правильно произносить шипящие звуки [ш], [ж], почти не допускать в речи грамматических ошибок, должен связно рассказать о том, что изображено на серии картинок или на одной картинке.

- В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической, монологической, контекстной и ситуативной.

В последнее время резко возросло количество дошкольников с

речевыми проблемами. Все больше встречаются дети с тяжелыми речевыми расстройствами. И родители обращаются к логопеду после 5 лет. Однако при тяжелых нарушениях речи к этому возрасту многое бывает упущено, приходится исправлять уже неправильно сложившееся языковое употребление. На что потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное. Так как период раннего детства является определяющим для становления речи.

Почему это происходит? Практически все родители следят за физическим развитием своих детей. Чего не скажешь о речевом развитии. Каждый ребенок индивидуален, в том числе и в плане речевого развития.

Существуют определенные сроки появления речи (рассмотрены выше). Если у ребенка наблюдается отставание в речевом развитии, это должно служить для родителей «звоночком». Надо внимательно наблюдать за дальнейшим речевым развитием и обращаться за консультацией к специалистам.

Ведь всем известно, что от речевого развития зависит общее психологическое развитие и развитие познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания ребенка, формирование сферы межличностного взаимодействия.

Правильная, красивая, связная речь – залог успешного обучения ребенка в школе, овладения им не только родным, но и иностранными языками.

Наиболее качественную помощь своим детям окажут те родители,

которые постараются соблюдать следующие правила:

- С первых дней жизни ребенка должна окружать полноценная речевая среда.

- Старайтесь вашу повседневную деятельность сопровождать

правильной речью, называйте свои действия, предметы домашнего

обихода, при этом чаще давайте малышу возможность видеть ваше лицо, наблюдать за вашей артикуляцией.

-  Поощряйте любые попытки ребенка заговорить: ваш малыш заговорит только тогда, когда вы захотите его слушать.

 - Говорите с ребенком медленно, короткими и доступными фразами, не переходите на «детский язык», не допускайте «ненормативной лексики».

- Уделяйте ребенку больше времени; чаще будьте рядом с малышом, в пределах его досягаемости, берите на руки: телесный контакт жизненно необходим.

- Каждый день читайте малышу; ни в коем случае не показывайте своей досады и нежелания, если ребенок попросит вас почитать; не

раздражайтесь, если придется много раз читать одну и ту же книжку, которую ребенок особенно полюбил; радуйтесь, что он уже книголюб и имеет собственные пристрастия.

 - Не поправляйте речь ребенка, просто повторите ту же фразу правильно.

 - Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос.

 - Не сравнивайте своего малыша с другими детьми.

- Помните, само собой ничего не происходит! Обеспечьте своему ребенку необходимые условия для успешного развития.

Многие исследователи в разные годы неоднократно подчеркивали: не надо ждать, когда закончится процесс развития речи ребенка, - необходимо оказывать ему разностороннюю помощь до завершения этого процесса, способствуя, таким образом, предупреждению возможных речевых расстройств. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка.

Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение у ребенка, тем быстрее оно формируется и нормализуется.

Современных родителей проблемы с речью начинают беспокоить по достижении ребенком 2,5—3 лет. Понаблюдайте за вашим малышом. Вас должно насторожить, если ребенок:

  • очень вял, нехотя реагирует на окружающее;
  • часто проявляет беспокойство, раскачивает туловище из стороны в сторону;
  • имеет сильное течение слюны;
  • не выполняет простые словесные команды (пойди на кухню и принеси чашку и т. д.);
  • не играет с другими детьми или не кормит куклу из тарелки, а ставит куклу в тарелку и т. д.;
  • говорит «ма» вместо «мама» или относит слово «мама» к другим лицам; вместо «девочка» говорит «де»; «зайчик» — «за»; «иди» — «ди»; «смотри» — «апи»;
  • употребляет слова-фрагменты, т. е. такие, в которых сохранены только части слова: «ако» --молоко, «дека» — девочка.

Все это — серьезный повод немедленно обратиться за консультацией к специалисту — логопеду.
Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка, т. к. они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.

 

Постараемся выделить те профилактические  мероприятия, которые должны выполнять родители, желающие слышать чистую речь детей.

Итак:

  • ежегодно, начиная с первого года жизни ребенка, проходите осмотр логопеда в детской поликлинике;
  • критически относитесь к речевым проявлениям детей, начиная с рождения, и в случаях любых отклонений от нормы обращайтесь к логопеду, не успокаивая себя убеждением, что все само собой образуется;
  • обязательно проконсультируйте ребенка у лор-врача по поводу наличия аденоидов, т. к. аденоиды существенно влияют на речь, и у ортодонта. Если ребенку показана аденотомия или исправление прикуса, то не затягивайте с решением этих проблем;
  • большинство детей, страдающих нарушением звукопроизношения, имеют нарушения фонематического слуха, с помощью которого мы различаем сходные по звучанию или артикуляции звуки. Логопед, к которому вы обратитесь, научит вас, как развивать фонематический слух;
  • посещайте с ребенком логопедические занятия, выполняя тщательно домашние задания. Без выполнения этих заданий, без постоянного контроля над поставленными звуками невозможно будет добиться положительных результатов;
  • в случае тяжелых речевых нарушении сделайте все, чтобы ребенок попал в логопедическую группу своевременно. Не откладывайте решение этого вопроса из года в год, слушая советы не компетентных людей.

6 лет — это возраст, когда ребенок должен идти в школу. В школе ребенку придется быть самостоятельным, поэтому в оставшееся до школы время надо ребенка подготовить к школе.

  • Время от времени беседуйте с ребенком о школе, настраивая его на серьезное и ответственное отношение, но не запугивайте школой, а, наоборот, вызывайте интерес к учебе.
  • У ребенка должна быть сформирована речевая готовность, т. е. умение:
  1. правильно произносить все звуки языка;
  2. выделять первый и последний звук в слове;
  3. разделять слово на слоги;
  4. определять, сколько слогов в слове, сколько звуков в слове;
  5. придумывать слова на заданный звук;
  6. сливать два названных звуков слог: М+А=МА;
  7. повторять слоговую цепочку типа ТА-ДА-ТА;
  8. определять количество слов в предложении, учитывая и «короткие» слова — предлоги.
  • Важно выяснить:
  1. насколько богат словарный запас малыша, может ли он связно рассказать о том, что увидел, услышал;
  2. насколько развит кругозор ребенка, знает ли он свою фамилию, имя, отчество, возраст;
  3. что знает об окружающем мире, может ли назвать дни недели, времена года;
  4. сформированы ли у него слова-обобщения; ориентируется ли во времени; умеет, ли исключить из предложенного ряда «лишнее»;
  5. может ли разложить сюжетные картинки по порядку и составить по ним рассказ.
  • Больше занимайтесь с ребенком рисованием. Проверьте, умеет ли ваш ребенок рисовать человека, т. е. фигуру с деталями лица, одежды, четко прорисованными конечностями. Это умение свидетельствует о том, как развита кисть руки. Предложите ребенку «срисовать» четко написанную вами прописью фразу типа «Он ел суп».
  • Повторяйте цифры от 1 до 9 и счет в пределах 20 — количественный и порядковый.
  • Время от времени повторяйте с ребенком выученные стихи.
  • Всегда интересуйтесь жизнью ребенка в детском саду.
  • В случаях любых затруднений обращайтесь к логопеду или воспитателю.

 

 

24.04.2020
24.04.2020

 

Терпение и творчество, упорство и победа -
          Вот главные этапы в работе логопеда !

 

«А вы знаете, сегодня мы смогли…» – если встреча с родителями утром начинается с таких слов, за которыми стоит ещё один маленький шажок в реабилитации ребёнка с особенностями в развитии, значит, работа специалистов Центра Социальной реабилитации несовершеннолетних №2 (Суворовский район) принесла радость и надежду ещё одной семье.

В нашем центре проходит реабилитацию большое количество детей с нарушениями речевого развития различной этиологии. Для любого ребенка очень важно быть услышанным, и еще более важно – быть понятным. Логопед не просто помогает детям самореализовываться, логопед помогает ребенку стать самим собой, стать Человеком, научиться общаться в социуме. Ведь детей, которые не хотят говорить – нет, а есть те, которые испытывают в этом трудности. Вот поэтому работа логопеда так важна!

Цель профессиональной деятельности логопеда – это коррекция всех видов речевых нарушений различной степени тяжести у детей и подростков с ограниченными возможностями и достижение каждым ребенком уровня речевого развития, соответствующего его возрастным и индивидуальным возможностям. В связи с тем, что дети, посещающие центр, различны по возрасту, по комплексу нарушений и по интеллектуальному развитию, то для каждого ребенка составляется индивидуальный план коррекционной работы.

Еще одна важная задача работы логопеда – это развитие у ребенка способности к понимаю речи. И, когда описанные выше задачи выполнены, то в работу включаются другие задачи: коррекция звукопроизношения, развитие фонематического слуха, формирование навыков связной речи, формирование предпосылок к обучению грамоте.

В работе с детьми с ОВЗ используются разнообразные методы и приемы, позволяющие сделать непосредственную логопедическую коррекционную деятельность не только познавательной, а также увлекательной, разнообразной и интересной. Для повышения эффективности логопедических занятий применяются здоровьесберегающие и нетрадиционные технологии: артикуляционная, дыхательная гимнастика, пальчиковые и речевые игры, кинезиологичекие упражнения, самомассаж пальцев и кистей рук разноцветными прищепками, массажными щетками и мячами, элементы Су-Джок терапии, различные информационно-компьютерные технологии.

Все упражнения прорабатываются постепенно: вначале дети выполняют их пассивно, с помощью логопеда, а по мере усвоения – самостоятельно. Однако, обязательное условие  эффективности коррекционной работы – это взаимодействие логопеда и родителей. Самое главное, что должны понять родители, — без их участия, поддержки результат работы будет минимальным. В связи с переходом на дистанционную форму работы, каждый родитель имеет возможность проконсультироваться с логопедом Центра по развитию речи своего ребенка, получает упражнения для развития артикуляционной моторики, мелкой и  общей моторики, задания по автоматизации поставленных звуков. Таким образом, сотрудничество учителя-логопеда и родителей является залогом успешного речевого и психического развития ребёнка.

 

И самое главное: отношения логопеда и ребенка должны быть доверительными, добрыми, насыщенными положительными эмоциями; обстановка занятий — радостная атмосфера увлечённости и удовлетворённости детей процессом коррекции. Учить ребёнка правильной, красивой речи, учить весело и легко, дать возможность поверить в свои силы, понять, что любой ребёнок талантлив и успешен — вот основная задача специалиста.


Учитель логопед центра реабилитации             Серегина Татьяна

22.04.2020
22.04.2020

  

22.04.2020
22.04.2020

 

Памятка для родителей

Подготовила: логопед Полтева О.Г.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Л

  1. Спой «песенку самолета»: произноси звук л длительно на одном выдохе: л-л-л...
  2. Повтори прямые слоги со звуком Л.

ла - ло - лу - лы

  1. Повтори обратные слоги со звуком Л.

ал - ол - ул - ыл - ил - ел - ёл - юл - ял

  1. Повтори слоги, где звук Л находится между гласными.

ала - ало - алу - алы      ола - оло - олу - олы ула - уло - улу - улы      ыла - ыло - ылу - ылы

  1. Повтори прямые слоги со стечением согласных.

гла - гло - глу - глы        зла - зло - злу - злы кла - кло - клу - клы     пла - пло - плу - плы ела - ело - слу - слы       фла - фло - флу - флы хла - хло - хлу - хлы     шла - шло - шлу -шлы

  1. Повтори обратные слоги со стечением согласных.

алг - олг - улг - ылг - илг - елг - ёлг - юлг - ялг алк - олк - улк - ылк - илк - елк - ёлк - юлк - ялк алп - олп - улп - ылп - илп - елп - ёлп - юлп - ялп алх - олх - улх - ылх - илх - елх - ёлх - юлх - ялх алм - олм - улм - ылм - илм - елм - ёлм - юлм - ялм алш - олш - улш - ылш - илш - елш - ёлш - юлш - ялш - алс - олс - улс - ылс - иле - еле - ёлс - юле - яле алф - олф - улф - ылф - илф - елф - ёлф - юлф - ялф

  1. Повтори слова, где звук Л находится в начале слова.

Ла: лак, лама, Лада, лань, лапа, ладонь, лопата, лото, ло­пух*; лампа, лайка, лапша, ластик, ландыш, лакомка, ласточка, лавка.

Ло: лоб, лов, локоть, локон, лодка; лось, лобзик, ложка, лошадь, лотос.

Лы: лыжник, лыжи, лыжня.

Лу: луг, лук, луна, лупа, луноход; лунка, лужа, Луша, лу­ковица, лукошко, луч, лужок.

8. Повтори слова, где звук Л находится в середине слова.

Ла: юла, дела, пила, кулак, халат, пела, Мила, ела, бегала, ходила, одела, обедала, акула, пиала, молоток, колобок, молоко, мыло, одеяло, голова; булавка, соловей, зола, ка­лач, салат, гладкий, платок, клад, план, планка, планета, платить, платье, скала, школа, возила, носила, писала, читала, пастила, баклажан, свекла, глаза, класс, Клава, кладовка, склад, Влад, плавать, пластинка, Слава, слад­кий, славный, слабый, выслать, флакон, флаг, вышла, шла, несла, пасла, складывать, клавиши, главный, глас­ный, согласный, плавки, плакат, заплатка, палатка, об­лако, фламинго, глоток, блокнот, масло, хлопушка.

Ал: галка, палка, балкон, мочалка, скалка, фиалка, ал­фавит, алмаз, халва, шалфей, галстук.

Ло: болото, колоть, полоть, молоть, пилот; колонна, со­лонка, солома, удалой, клоун, наклон, поклон, плод, пломба, плотник, хлопок, хлопья, чулок, полоска, ко­лодец, весло, стекло, калоши, слово, слог, слон, слой­ка, глобус, плов, флот, флокс.

Ол: волк, Волга, волны, полный, долго, молния, полдень, полка, иголка.

Лу: тулуп, валун, голубь; каблук, голубой, клуб, клубок, клумба, клубника, плуг, глубокий; Золушка, желудь, шалун, слуги, случай, плутовка, блуза, служить, слу­чайно, заслуга.

Ул: булка, вулкан, чулки.

Лы: полы, волы, полынь, улыбка, белый, алый, умелый, голы, бокалы, пеналы, каналы, каникулы; куклы, углы, котлы, глыба, плыть; столы, смелый, спелый, светлый, ослы, послы, малыши, алыча, булыжник, пчелы, вокзалы, малыш, заплыв.

Ыл: бутылка, посылка, мылся

Ил: вилка, копилка, пилка, поилка, косилка.

Ел: белка, мелко, узел.

Ел: ёлка, тёлка, метёлка, шёлк, чёлка, пчёлка, щёлкать.

Ял: боялся, смеялся.

  1. Повтори слова, где звук Л находится в конце слова.

Ал: бал, вал, мал, дал, упал, канал, бокал, пенал, металл, выпал, падал, выгнал, овал; зал, жал, писал, вокзал, стучал, спал, сыпал, самосвал, выбежал.

Ол: гол, вол, пол, укол; футбол, ствол, чехол, щегол.

Ул: мул, подул, аул, тянул, кинул; стул, уснул, зевнул, шепнул, качнул.

Ил: Михаил, мил, пил, купил, водил; возил, косил, носил, учил, тащил, гостил, высадил, выучил, вытащил, вы­пустил, выскочил.

Ел: мел, пел, умел, хотел, видел, дятел, Павел; сидел, ви­сел, шипел, вышел.

Ёл: вёл, котёл; шёл, осёл, козёл, новосёл.

Ял: мял, гонял, менял, поднял, таял, веял; сиял, снял, стоял, завял, сеял.

  1. Повтори слова с двумя звуками Л.

Лола, колокола, делал, долбил, полол, ломал, колол; гла­дил, гладиолус, плавал, молчал, улыбнулась, Владислав.

  1. Повтори словосочетания.

голубое небо           белые флоксы            тонкий чулок

теплый тулуп          голодный волк           тёмный чулан

белый мел                спелое яблоко            алый флаг

шёлковый платок    весёлый бал                молочная каша

сладкая булка          глубокий колодец      толстая палка

тяжёлый молоток    смелый солдат           холодный подвал

светлый локон         толстый блокнот        шёлковая блузка

  1. Повтори предложения.

Три слова. Алла ела яблоко. Луша помыла пол. Слава пьёт молоко. Луша чистила лук. Володя будет пилотом.           7

Четыре слова. У лайки белые лапы. У белки тёплое дуп­ло. У Милы голубое платье. Владик уехал в колхоз. По волнам плывёт плот. Клава захлопала в ладоши. Стул упал на пол. Павел ушёл на футбол. Лось убежал от волка. Влад купил духи «Фиалка». На яблоне спелые яблоки. Алла писала мелом слова. Луша мыла куклу мылом. Клава каталась на лыжах. У Луши белые го­луби. Дятел долбил ствол сосны. У слона белые бивни. У Золушки шёлковое платье. Ложка из олова - оло­вянная. Платье из шёлка - шёлковое. Аллея из ёлок - еловая.

Пять слов. Мила поставила лампу на стол. Клава покупала молоко и свёклу. Лола поливала флоксы на клумбе. Сла­ва плавал на плоту по Волге. У Володи иволга из плас­тилина. Мила мыла пол в классе. Михаил сделал боль­ному Павлу укол. Золушка подметала и мыла полы. Флоксы, ландыши и фиалки - цветы. На полу Клава нашла булавку.

Шесть слов В голубом небе плывут белые облака. Алла дала Володе пилу и молоток. Клубок упал со стула на пол. Влад плыл в лодке по волнам. Луша надела на голову белый платок. Мила и Володя плывут в лод­ке. На балу Золушка смеялась и танцевала. В чулане на полке стоял кувшин. Алла купила алычу, а Воло­дя - клубнику. Ласточка, иволга, соловей и галка -птицы. Волшебница помогла поехать Золушке на бал.

Семь слов. Платье, колготки, блуза и плащ - это одежда. Белла полоскала белый халат в холодной воде.

Восемь слов. Луша ела спелую клубнику, а Павел ел пас­тилу. На балконе у Славы голубые и белые фиалки. Алла покупала фиалки, Луша - цикламены, а Лола -флоксы.

Девять слов. Белка, лось, волк, слон и лань - это дикие животных


 

22.04.2020
22.04.2020

 

Консультация для родителей

Подготовила: логопед Полтева О.Г.

 

«СУ-ДЖОК ТЕРАПИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

МЕЛКОЙ МОТОРИКИ»

Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мыщцы рук.

С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Пальчиковые игры Пальчиковая игра «Черепаха» (у детей в руках Су- Джок).

 Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха, (дети катают Су-Джок между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь, (Су- Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су- Джок, перекладывая из руки в руку). Никого я не боюсь (дети катают Су Джок между ладоней).

Пальчиковая игра «Ёжик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

 Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож. (дети катают Су- Джок между ладонями)

На спине иголки (массажные движения большого пальца) очень-очень колкие. (массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца) нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже (массажные движения мизинца) на ежа похожи (дети катают Су- Джок между ладонями).

Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой. - Мальчик-пальчик, Где ты был? (надеваем кольцо Су- Джок на большой палец) –

С этим братцем в лес ходил, (надеваем кольцо Су- Джок на указательный палец) –

С этим братцем щи варил, (надеваем кольцо Су- Джок на средний палец) –

С этим братцем кашу ел, (надеваем кольцо Су- Джок на безымянный палец) -С этим братцем песни пел (надеваем кольцо Су- Джок на указательный палец).

15.04.2020
15.04.2020

 

Консультация для родителей

«Речевые игры для развития речи ребенка»

 

Подготовила: логопед Полтева О.Г.

 

Развитие речи, несомненно, тесно связано с общим развитием мышления ребенка, с уровнем его знаний об окружающем мире. И многие игры, направленные на развитие мышления, логики, а так же чтение книг и просто повседневные разговоры так или иначе развивают речь малыша. Но есть игры, направленные исключительно на развитие речи детей. 
Или наоборот, многие игры, предназначенные для развития речи детей, так или иначе, помогают в развитии мышления, логики, внимания, знакомят с окружающим миром, с взаимоотношениями людей, со свойствами предметов и многим другим.

Разговариваем по телефону
Возраст: 2-3 года.
Разговоры по телефону, когда малыш не может видеть собеседника и наоборот, сами по себе способствуют развитию активной устной речи, потому что ребенок не может ничего показать собеседнику жестами.
Но, как правило, разговор по телефону малыша с бабушкой или папой сводится к слушанию того, что говорит взрослый.
Чтобы этого не случалось, чтобы такие разговоры были не только интересны малышу, но и приносили пользу, заранее договоритесь с бабушкой, как лучше строить разговор с ребенком. Какие слова он хорошо выговаривает, какие вопросы хорошо понимает.
Пусть бабушка задает вопросы, на которые малыш сможет ответить. Поначалу, хотя бы, словами "да" и "нет", постепенно вводя более сложные вопросы.
Пусть разговор по телефону с бабушкой станет каждодневным ритуалом. 

Отвечаем на вопросы
Возраст: 2-4 года.
Старайтесь задавать ребенку как можно больше вопросов. Но не экзаменовать его по какому-то вопросу, что какого цвета или где большой дом, а где маленький. А реально интересоваться его проблемами, его впечатлениями от посещения того или иного места, его мнением по поводу того или иного предмета или явления.
Постарайтесь подключить в этот процесс папу. Пусть малыш каждый вечер рассказывает папе о том, что произошло за день, во что он играл, что видел, что ему понравилось, а что нет. Но сам ребенок, конечно, еще не способен на вдумчивый последовательный рассказ, поэтому помогайте ему наводящими вопросами.
В процессе сюжетно-ролевой игры (с куклами, зверушками, солдатиками или машинками), задавайте от лица "своего" персонажа массу вопросов персонажу ребенка.
Спрашивайте, как будет проистекать игра дальше, куда пойдет или поедет дальше тот или иной персонаж и зачем, что возьмет с собой, во что оденется, что будет есть и так далее.

Что бывает…. Какое бывает…
Возраст: от 3 лет.
Начните игру словами:
"Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще мягким может быть…" и подождите, пока ребенок придумает свой вариант (хотя бы один). Если малыш не продолжает вашу фразу, закончите ее сами и предложите аналогичную - с еще одним признаком: любым другим или противоположным по значению, если это возможно (в данном случае: твердым бывает…)
Или наоборот:
"Мячик может быть большим или маленьким, красным, зеленым или желтым, резиновым или пластмассовым. А еще… " и так далее о других предметах или живых существах.
"А может мячик быть одновременно желтым и зеленым? А одновременно мягким и жестким? Или одновременно большим и маленьким?"
Или так:
Что бывает круглое?
Что бывает острое?
Что бывает жидкое?
Что бывает длинное?
Что бывает пушистое?
Что бывает твердое?
Что бывает квадратное?
Что бывает ароматное?
Что бывает синее? И так далее…
Играть в подобные словесные игры можно по дороге в детский сад или на площадку, сидя в машине или в очереди к врачу. Отводить специальное время для них не стоит.
Предложите ребенку задавать вам подобные задания. А вы время от времени допускайте ошибки, чтобы понять, насколько внимателен малыш или насколько хорошо он понимает суть игры и свойства предметов.

Что сначала, что потом
Возраст: от 3-4 лет.
Познакомьте ребенка с понятиями "сначала" и "потом" на наглядных жизненных примерах, с помощью детских книг, игр с карточками.
Когда ребенок будет осознавать смысл этих слов, предложите ему продолжить фразы типа:

сначала чай наливают, потом пьют
сначала человек ложится спать, потом встает
сначала самолет взлетает, потом…
сначала птичка откладывает яичко, потом…

Естественно, чем младше ребенок, тем смысл фраз должен быть проще, понятнее ему.
Или, наоборот, "запутывайтесь", произносите "неправильные" фразы, в которых нарушена последовательность действий или нарушен смысл:
сначала картошку надо бросить в суп, а потом помыть и почистить,
сначала у собачки рождается щенок, а потом из щенка вырастаем большой кот…
Поменяйтесь ролями - ребенок начинает, вы продолжаете.

Угадай, кто это?
Возраст: от 3-4 лет.
Взрослый называет несколько слов (желательно использовать в основном прилагательные), описывающих то или иное животное. Задача ребенка, как можно быстрее угадать, о ком идет речь.
Сначала следует давать более общие описания. Затем называть более точные признаки, характерные только для загаданного существа.

Например:
Серый, злой, зубастый, голодный. (волк)
Маленький, серенький, трусливый, длинноухий. (заяц)
Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий. (ежик)
Длинная, безногая, ядовитая. (змея)
Пушистая, рыжая, проворная, хитрая. (лиса)
Большой, неуклюжий, бурый, косолапый. (медведь)

 

15.04.2020
15.04.2020

 

14.04.2020
14.04.2020

 

14.04.2020
14.04.2020

 

14.04.2020
14.04.2020

 

Речевой материал по автоматизации звука {Ч}

 

№1 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ч В СЛОГАХ И СЛОВАХ

ач – оч – уч юч – ич – еч

оч – уч – юч ыч – еч – ач

ич – уч – ёч ёч – оч – ыч

Врач, грач, ткач, плач, богач, калач, трубач, качка, прачка, удачно, задачник.

Бочка, точка, дочка, кочка, дочь, ночь, почка, квочка, прочно, замочки, молочный.

Луч, могуч, везуч, кучка, Жучка, ручка, внучка, лучше, привычка, кавычки.

Мяч, горяч, ключ, колюч, горюч, линюч, брючки, колючки.

Дичь, кличка, яичко, водичка, кирпич, коричневый, меч, лечь, печь, речь, течь, картечь, беречь, печка, речка, гречка, овечка, колечко, уздечка, навечно.

Бачки, значки, кабачки, башмачки, начни, облачко, наволочка, проволочка, жучки, паучки, пучки, каблучки, мучной, ручной, обруч.

Бычки, дички, новички, Иванович, ячмень.

Ч №2 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ч В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Ач – ач – ач – грач Ач – ач – ач – пришел врач

Оч – оч – оч – ночь Оч – оч – оч – скоро ночь

Уч – уч – уч – луч Уч – уч – уч – у меня ключ

Ич – ич – ич – бич Ич – ич – ич – красный кирпич

Еч – еч – еч – меч Ачка – ачка – у меня тачка

Учка – учка – у меня ручка

Ичка – ичка – у меня птичка

Очка – очка – у меня бочка

Ела Таня булочку, запивала молочком. Мальчик потерял ключ. Уронила девочка мячик. Мячик плывет по речке. Снесла курочка яичко. В бочке плавает уточка. На кочке сидит грач. У Ванечки коричневая ручка. Врач пришел к больной девочке. Девочка ловит сачком бабочку. Печник кладет печку. На столе лежат очки и ручка. Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч. Лесная земляничка, ростом невеличка. Нашу речку, словно в сказке, за ночь вымостил мороз.

Ч №3 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ч В ПРЯМЫХ СЛОГАХ И СЛОВАХ

Ча – чо – чу Чу – чи – че

Чо – чу – ча Чи – чо – чу

Чайник, чайка, чан, чай, чашка, кочан, причал, кричал, качал, бахча, мочалка, каланча.

Бачок, бычок, пучок, значок, крючок, плечо, кулачок, каблучок, башмачок, бочонок, зайчонок, волчонок, галчонок, учеба, черный, моченый, печеный, печенка, ночевка, пчелка, копченый.

Чудо, чуб, хочу, кричу, плачу, драчун, каучук, кольчуга, дочурка, молчу, кричу, чин, чижик, учил, врачи, грачи, мячи, калачи, горячи, рычи, кричи, личинка, овчинка, волчица, горчица.

Чей, ручей, мячей, грачей, горячей, качели, лечение, печенье, вечерний, черви.

Удача, дача, куча, добыча, задача, передача, чудак, чулок, чугун, чулан, чурбан, мальчуган, плачу, жемчуг.

Пальчик, мальчик, зайчик, мячики, калачики, могучий, горючий, пахучий, гремучий, колючий, дремучий, выучил, вылечил, летчик, пончик, волчий, заячий, огурчик, голубчик.

Ч №4 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В ЧИСТОГОВОРКАХ

Ча – ча – ча – горит в комнате свеча.

Чу – чу - чу - молоточком я стучу.

Оч – оч – оч – наступила ночь.

Че – че – че, че – че – че

Мы мечтаем о мяче.

Чи – чи – чи, чи – чи – чи

Очень нам нужны мячи.

Чу – чу – чу, чу – чу – чу

Нам купили по мячу.

Ча – ча – ча, ча – ча – ча

Вот уж в речке два мяча.

Чи – чи – чи, чи- чи – чи

Нам опять нужны мячи.

Че – че – че, че – че – че

Мы мечтаем о мяче.

* * * * *

Чо – чо – чо, чо – чо – чо: Ча – ча – ча, ча – ча – ча:

  • У меня болит плечо. - Буду плакать у врача.

Чу – чу – чу, чу – чу – чу: Чи – чи – чи, чи – чи – чи:

  • Раз болит – пойди к врачу. - Помогают нам врачи.

Чу – чу – чу, чу – чу – чу: Чу – чу – чу, чу – чу – чу:

  • Нет, к врачу я не хочу. - Ну тогда пойду к врачу.

Ч №5 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Ученик учил уроки. Ежик очень колючий. Мама наливает чай из чайника. На полу черепки от чашки. Мальчик и девочка катаются на качелях. У печки кочерга и чурки. Вовочка поймал чижа. Дело было вечером, делать было нечего. Воробей чирикал: чик-чирик. Грачи таскают личинок и червей. На дворе мычал бычок. У причала кричали чайки. В печи калачи, как огонь горячи. Спички в спичечной коробочке. Олечку вылечил врач. Девочки и мальчики прыгают, как мячики. Мальчики бегут на речку. Охотник поймал волчонка. Собачка зарычала в будочке.

Паштет из печени – печеночный. Напиток из чая – чайный. Кисель из черники – черничный. Настойка из чеснока – чесночная. У пчелы и голова пчелиная. У мальчиков привычки мальчишечьи. У девочек привычки девчоночьи. Чайка чаю не пьет, хоть чайкой слывет. Чистит чисто трубочист, но сам частенько он не чист. Грачи грачатам кричат, грачи берегут грачат. На тачке возят кирпичи для дачки. На болоте – кочки, а на листочке – точки. На листочке – точка, а у мамы – дочка. К причалу причаливают, а от причала отчаливают.

Ч №6 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ И СТИХАХ

Петя чинил чемодан. За ночь печь остыла. От чумы нет лечения. Ученик читает четко. Ученик учит ботанику по учебнику. Танечка ловит бабочек. Мастер чинил часы и стучал маленьким молоточком. Ключ от чемодана потеряли в чулане. Пачку писем получили на почте. Чистюля Нина по четыре раза замачивала и полоскала белье. Чайки летали над человеком. Мальчик очень удачно взял высоту и стал чемпионом. Чулан заполнен банками земляничного, клубничного и черничного компота и яблочного повидла. Лодочник гнал челнок во всю мочь. Иван Иванович потчевал Павла Николаевича с почетом. Мачта переломилась точно тонкая веточка. Почка лопнула, и из нее показался колючий листочек.

Отдыхали девочки, Принесли мы

Отдыхали мальчики, Для бычка

Девочки – на лавочке, Полведерка

Парни – на диванчике. Молочка.

* * * Но бычок

Думал я и день и ночь, Сказал нам:

Как бы маме мне помочь. – Му – у – у.

* * * Молочко мне

Над домами Ни к чему,

И над печками Я уже

В небо дым Большой бычок,

Идет колечками. Дайте мне

Дым из маленьких колечек Травы пучок!

Превращается в овечек.

Ч №7 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В СВЯЗНОМ ТЕКСТЕ

НА ЛУГУ

Была теплая весна. скучно было Мише сидеть дома. Взял он сачок, позвал Жучку и пошел на луг. А там росли цветы и летали бабочки: белые, желтые, черные. Миша бегал по лугу и ловил бабочек сачком. А Жучка бегала за мальчиком. Весело мальчику, весело Жучке.

КУРОЧКА – РЯБА

Жили-были дед да баба. Была у них курочка-ряба. Снесла курочка яичко. Яичко не простое, а золотое. Дед бил, бил – не разбил. Баба била, била – не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка-ряба кудахчет:

  • Не плачь, дед, не плачь, баба, я вам снесу яичко не золотое, а простое.

Ч № 8 АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В СТИХАХ

У речки овечка в колечках, И сказала девочке речка:

Колечки не падают в речку. «Ты не плачь о своем колечке,

А у девочки было колечко – За колечко потрогай овечку

Упало колечко в речку. И получишь свое колечко».

ПРО ЧЕРНОЕ

Черные чернила, Грач чернее ночи, С черненой собачонкой

Черные чулки, Черненький жучок, Мальчик заскочил,

Черные перчатки, Черный клюв у птички, Ее он через палочку

Черные очки. Черный червячок. Прыгать научил

Бабочка ночная Кошечка – чернушка Очень много черного

С черненьким крылом, На лавочке сидит, В маленьком стишке,

Белочка ручная Черненькими лапками

Над черненьким дуплом. Клубочек шевелит