ПСИХОЛОГИ
"Невиртуальная реальность" Педагог-психолог Семёнова О.Г.
"Воспитание без насилия" по профилактике жестокого обращения с детьми. С уважением, педагог-психолог Семёнова О.Г
«Нет случайно родившихся детей. Ни один Путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребёнок есть явление в земную жизнь. Он родился потому, что должен был родиться. Родился потому, что именно его не хватало миру!»
(Ш. Амонашвили).
Все дети уникальны в своей непосредственности, своем характере, поведении, видении мира. Они требуют к себе не только внимания, но и понимания, индивидуального подхода.
Дети с ограниченными возможностями еще острее нуждаются в поддержке взрослого, его внимании и любви. Но и родителям требуется помощь специалистов. В развитии и социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья родителям помогают центры реабилитации.
В Суворовском районе тоже есть такое место — это «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних №2».
Наш Центр посещают дети с различными проблемами здоровья. У каждого ребенка свои потребности и свои особенности, а также, индивидуальные возможности развития. Так, детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата характерна двигательная неловкость, отсутствие концентрации внимания. Дети с нарушениями интеллектуального развития испытывают трудности в восприятии пространства и времени, выделения главного и установления внутренних связей между частями.
Наиболее важной задачей, решаемой реабилитационным центром при работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ, является обеспечение возможности их максимальной и полноценной социальной интеграции. На это и направлен комплекс проводимых реабилитационных мероприятий, среди которых особую роль играет психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ, психологическая поддержка семей.
Согласно «Словарю русского языка», сопровождать — значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. То есть, под психолого-педагогическим сопровождением ребенка мы подразумеваем движение вместе с изменяющейся личностью ребенка, рядом с ней, своевременное указание возможных путей оптимального развития, при необходимости — помощь и поддержку.
Психологическая работа с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в нашем центре состоит из нескольких этапов.
Первый этап - диагностический. Он включает в себя предварительную беседу с родителем. Беседа позволит решить несколько задач: не только собрать нужную информацию об особенностях развития и здоровья ребенка, его характере, проблемах при общении со сверстниками, но и помочь в их решении, разработать индивидуальный план социальной реабилитации. Именно на основе запроса родителей чаще всего идет постановка задач как диагностического, так и коррекционно-развивающего этапов.
Работа на коррекционно-развивающем этапе опирается на данные, полученные в ходе диагностического исследования. Причем происходит коррекция не одной изолированной функции, а комплексная работа с ребенком как с целостной личностью. Эта работа состоит в снятии нервно-психического напряжения; коррекции самооценки; развитии психических функций - памяти, мышления, воображения, внимания; преодолении пассивности; формировании самостоятельности и ответственности и активной жизненной позиции; преодолении отчужденности и формировании коммуникативных навыков.
Коррекция и развитие детей происходит с помощью дидактических игр и упражнений, таких как «Мемо», «Времена года», «Кто больше? Кто меньше?», «Цвета и формы», «Чей малыш?», «Чей домик?». Также в работе активно используются сортеры, шнуровки, методическое пособие "Комплект психолога «Pertra»", игровой набор «Дары Фрѐбеля», кубики Никитина, досочки Сегена, дидактическое пособие «ЛОГИКО-МАЛЫШ». Все это помогает в доступной для детей игровой форме скорректировать имеющиеся у детей нарушения; способствовать полноценному развитию его личности.
Особое внимание хотелось бы уделить работе с эмоциональным состоянием детей, негативное влияние на которое оказывает длительная психотравмирующая ситуация, связанная с необходимостью проходить огромное количество медицинских процедур, нередко очень болезненных для ребенка. Дети с ограниченными возможностями здоровья лишены полноценного общения со сверстниками, ограничены в возможности активно двигаться, многие не могут посещать школу, детский сад, развивающие занятия. Перечисленные особенности могут являться фактором, предрасполагающим ребенка к эмоциональному неблагополучию, а именно, возникновению раздражительности, тревожности, негативизма.
В работе с коррекцией эмоционального неблагополучия помогает сенсорная комната. Мягкая цветовая гамма обстановки, рассеянный свет, расслабляющая музыка, мягкий диван и пол – все это создает ощущение покоя. Пребывание в такой комнате способствует снятию мышечного напряжения, тревожности, снижению беспокойства, агрессии, улучшению эмоционального состояния.
Большое значение имеет и еще один этап работы. Это консультирование родителей с целью поддержания благоприятного психологического климата в семье для конструктивного влияния на процесс развития ребёнка с ОВЗ, повышения психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах познавательного и эмоционально-волевого развития ребенка .
В заключении хотелось бы сказать, что комплексная работа всех специалистов Центра в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе обеспечения возможности их максимальной и полноценной социальной интеграции .Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим.
Педагог-психолог Т. Зубарева
Председателем комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Тульской области, заместителем председателя правительства Тульской области О.П.Гремяковой заведующая отделением помощи семье и детям ГУ ТО СРЦН №2 Андрианова Валентина Александровна награждена Благодарственным письмом за активную работу по реализации Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Поделиться с друзьями: