ГУ ТО СРЦН №2
srtc.odoev@tularegion.ru
ЛОГОПЕДЫ
8 (48736)4-11-96
301440, Тульская область, п. Одоев, ул. Октябрьская, д. 72а
с 09.00 до 18.00, выходной - суббота, воскресенье и праздничные дни. Приём несовершеннолетних в стационарное отделение круглосуточно, без выходных.

 

 логотип

 

ОСТАВИТЬ ОТЗЫВ О РАБОТЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

 Тульская область. Госуслуги.

Как получить социальные услуги.  

Народный фронт проводит мониторинг изменения цен на основные продукты питания. Просим Вас ответить на вопросы из представленной анкеты с целью оценки ценовой доступности продуктов питания.

ЛОГОПЕДЫ

 Использование игровых технологий в развитии фонематических процессов старших дошкольников с нарушениями речи

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку. Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Поэтому воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте следует уделять большое внимание.

В настоящее время ситуация усугубляется тем, что все большее количество дошкольников страдает нарушениями речевого развития. Однако часто на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения, и недооцениваются значение формирования слоговой структуры слова, умение слышать и различать звуки речи, а это одна из причин возникновения дисграфий, дислексий у школьников.

В настоящее время в коррекционной работе широко применяются игровые технологии. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Игровая мотивация, как известно, доминирует над учебной, но, что особенно важно, на ее базе формируется готовность к обучению в школе.

Понятие «фонематический процесс» включает в себя фонематическое восприятие, фонематический слух, фонематические представления, фонематический анализ и синтез.

Логопедическая работа по развитию у детей фонематических процессов условно делится на 6 этапов:

I. Этап: узнавание неречевых звуков.На этом этапе в процессе специальных игр у детей развивается способность узнавать и различать речевые и неречевые звуки, развивается слуховое внимание и слуховая память (без чего невозможно научить детей дифференцировать фонемы).

II. Этап: различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.

III. Этап: различение слов, близких по звуковому составу.

IV. Этап: дифференциации слогов. Постепенно, в течение этого периода, дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.

V. Этап: дифференциации фонем.

VI. Этап: развитие навыков фонематического анализа и синтеза.

Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ – это узнавание звука на фоне слова. Он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Более сложная форма - вычленение звука и определение его места в слове (начало, середина, конец). И, наконец, самой сложной формой фонематического анализа является умение определять последовательность звуков в слове, их количество и место по отношению к другим звукам.

Учитывая выше сказанное, подобран комплекс игр и игровых упражнений, на каждый этап коррекционной работы по формированию фонематических процессов дошкольников.

1. Игры, направленные на развитие слухового внимания

«Узнай по звуку»

Цель: развитие слухового внимания, слуховой памяти, фразовой речи.

Оборудование: ширма, различные игрушки и предметы (бумага, ложка, полочка и т.д.), фишки.

Описание игры: Ведущий за ширмой производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и говорит ему об этом.

Шумы можно производить разные: бросать на стол ложку, ластик, кусок картона, ударять предмет о предмет, мять бумагу, рвать ее, и т.д.

Тот, кто отгадывает шум, получает в награду фишку. 

2. Игры на развитие речевого слуха

«Угадай, чей голосок»

Цель: определить товарища по голосу. Развитие координации движений.

Оборудование: мишка (игрушка).

Описание игры: Дети сидят полукругом. Перед ними на некотором расстоянии спиной к детям сидит ребенок с мишкой.

Логопед предлагает кому-нибудь из ребят позвать мишку. Водящий должен угадать, кто его позвал. Он останавливается перед позвавшим и рычит. Тот, кого узнали, получает мишку, садится с ним на стульчик и водит.

3. Игры на различение слов, близких по звуковому составу

«Будь внимателен»

Цель: учить определять правильность произношения слов.

Оборудование: предметные картинки: банан, альбом, клетка.

Описание игры: Перед ребенком раскладывают картинки и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку — ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно - красный. Произносимые слова: баман, паман, банан, банам, ванан, давай, баван, ванан; аньбом, айбом, альмом, альбом, авьбом, альпом, альном, аблем; клетка, къетка, клетта, тлетка, кветка, тлекта, кветка

4. Игры, направленные на дифференциацию слогов

«Повтори правильно»

Цель: развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить слоговые цепочки.

Оборудование: мяч.

Описание игры: Дети сидят по кругу. Педагог предлагает детям по очереди поймать мяч и внимательно послушать цепочку слогов, затем ребенок должен правильно повторить и бросить мяч обратно. Слоговые ряды могут быть различными: ми-ма-му-ме, па-пя-па, са-са-за, ша-са....

5. Игры, направленные на дифференциацию звуков

«Не ошибись»

Цель: дифференциация звуков [с] - [з].

Оборудование: картинки: «Свисток» и «Звонок».

Описание игры: Детям дают по две картинки. На одной нарисован свисток, на другой - звонок. Картинку со свистком дети берут в левую руку, со звонком - в правую. Педагог показывает им и называет картинки, в названии которых есть звуки [с] или [з], немного выделяя голосом эти звуки. Если в слове есть звук [с], то дети поднимают картинку со свистком и говорят: с-с-с... А если звук [з], то - со звонком и говорят: з-з-з... Повторяя игру, можно вводить картинки, в названии которых нет ни того, ни другого звука. В таком случае дети не должны поднимать свои картинки.

6. Игры, направленные на формирование звукового анализа и синтеза слова, определение характеристики звуков

«Угадай-ка»

Цель: развивать умение составлять слова из предложенных звуков.

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры: Логопед предлагает детям угадать, какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: сок, осы, носок - сон, ключ, обруч, топор - кот).

Реализация такой системы использования игровых технологий повышает эффективность предупреждения и преодоления нарушений фонематических процессов, совершенствует речевые возможности дошкольников.

Использование игровых технологий помогает организовывать коррекционную работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объеме, оптимизирует процесс коррекции речи, что в дальнейшем поможет ребенку в усвоении школьной программы.

 

 

Подготовила: логопед Серегина Т.А.

 

 

Консультация для родителей

«ЛЭПБУК В  РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ»

 

Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера…

                                   Д. Дьюи

Детство – пора поисков ответов на разные вопросы. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребёнка приобретает познавательная деятельность, которая представляет собой не только процесс усвоения знаний, умений, навыков, но, главным образом, поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

В настоящее время появляется все больше новых, наиболее эффективных, инновационных форм, методов, приёмов работы с детьми. Одной из таких интересных форм работы является лэпбук.

Лэпбук - это технология, которая позволяет проявить себя в безграничной фантазии, раскрыть творческие способности, а для детей делает процесс познания интересным и увлекательным.

Что же такое лэпбук? В дословном переводе с английского языка лэпбук (lapbook) означает «книга на коленях», или тематическая папка, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией в виде рисунков, небольших текстов по избранной теме, а также интересные игры и задания.

Эту небольшую самодельную папку любой ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, она поможет решить огромное количество коррекционных и развивающих задач, что особенно важно для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Как нам известно, дети с нарушениями в развитии часто развиваются гораздо медленнее, поэтому нуждаются в особой специализированной помощи. У таких детей прослеживается незрелость эмоционально-волевой сферы; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются  и нарушения внимания, восприятия, памяти, мышления,  повышенная двигательная и речевая активность. Здесь нам на помощь и приходит лэпбук. Он привлекает детей своей необычной формой, ярким цветом, разнообразием материала.

Лэпбук – это некая особая форма организации дидактического материала, которая помогает ребенку по своему желанию познавать, понимать и самостоятельно запоминать информацию.

Необходимым составным элементом лэпбука являются игры на развитие восприятия (узнавать контурные и пунктирные изображения предметов, собрать разрезную картинку из отдельных частей и т.д.), памяти (запомнить и повторить ряд слов, запомнить ряд картинок или предметов, а затем поменять их местами и т.д.), логического мышления (сравнить предметы, выделить их ведущие признаки, классифицировать предметы, действия, установить причинно - следственные связи), что имеет огромное значение для познавательного развития ребенка с ОВЗ.

Также при работе с лэпбуком у ребёнка происходит формирование субъектной позиции, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует его личностному развитию.

Особенно хочется отметить и то, что лэпбук является эффективным средством для привлечения родителей к сотрудничеству, так как может стать результатом совместной творческой работы с родителями. А это в свою очередь способствует укреплению детско-родительских отношений.

Таким образом, мы видим, что лэпбук актуален и очень эффективен, так как имеет большие потенциальные возможности и перспективы для развития детей с ОВЗ.

 

Цель: автоматизировать звук [ш]  в  связной речи.

Задачи:

1.Автоматизация звука [ш] связной речи.
2.Развитие силы голоса, дыхания, мелкой моторики;

3.Развитие фонематического слуха;
4.Активизация в речи слов со звуком [ш] в связной речи.
5.Воспитывать у ребенка желание правильно и красиво говорить.

 

Оборудованиеиндивидуальный материал для упражнений: мимические упражнения, упражнения для дыхания, упражнения для развития силы голоса, упражнения для развития мелкой моторики, карточки с заданиями.

Ход занятия:

I.Организационный этап

Здравствуй! Я рад приветствовать тебя на нашем занятии. А на какое занятие ты пришел сегодня? Как ты думаешь, чему мы будем учиться на индивидуальном занятии? Какие органы артикуляции нам помогают правильно и красиво говорить?

II. Основная часть

-Сегодня к нам в гости пришел пушистый зверёк, а какой нужно отгадать загадку:

Бурый он и косолапый,
Ловит рыбу мощной лапой.
А ещё он любит мёд!
Кто сластёну назовёт? (медведь)

– Верно, это медведь, а хочешь ли узнать его имя? Но чтобы узнать имя медведя нам нужно выполнить упражнения, которые он принёс нам.

1)    Мимические упражнения

– И первое задание которое принёс нам медведь, это упражнения для лица.

 2) Упражнения для дыхания

 – А теперь медведь просит выполнить нас упражнения для дыхания.

-Медвеженок просит нас остудить чай.

 3) Упражнения для развития силы голоса

 Медведь принес нам задание на развитие силы голоса.

 4) Упражнения для развития мелкой моторики

 – Медведь принес нам упражнение для мелкой моторики.

5) Артикуляционная гимнастика

– А следующее упражнение, которое принёс Медведь артикуляционную гимнастику.

1.       «Улыбка-трубочка.»

     2.  «Чистим верхние зубки»

     3.   «Лошадка»

     4. «Грибочек»

     5. «Вкусное варенье»

     6. «Чашечка»

 

 -Какой мы молодец! Выполнил его упражнения и теперь он разрешает мне сказать его имя. Нашего медведя зовут Миша.

– Давай вместе проговорим МИ-ША.

-Молодец, а теперь послушай, какой звук я выделяю голосом?

– Какой звук я выделял голосом?

6) Работа с профилем

– Сейчас мы возьмём зеркала и произнесём звук [ш].

– Как располагаются губы, зубы и язык?

-А какой звук [Ш], дайте характеристику?

-Каким сигналом обозначен?

-Молодец!

7) Развитие фонематического слуха.

Какому звуку давали характеристику?

-А сейчас поиграем в игру «поймай звук».

ш,п,жз,к,ш,с,р,ш)

-Будем учиться выделять звук [ш] в слогах.

(шу,за, шо, на, ша)

8) Чтение слогов.

-А теперь выделим звук [ш] в словах.

(шуба, дом, яблоко, шар, жаба, конь, шина).

Среди чего мы выделяли звук?

-Будем учиться читать слоги со звуком [ш]: ШУ-ША- ШО

-А теперь прочтем обратный слог.

9) Работа с картинками

  Расположены картинки:

Шоколад, вишня, груша, каша, шишки.

 -Назови, что изображено на картинках?

-Какая картинка лишняя?

-Почему?

10) Звукобуквенный анализ слова

-Давай распределим слова по месту нахождения звука [ш], в начале, в середине и в конце слова.

 11) Составление словосочетаний

 Будем учиться составлять словосочетания по нашим картинкам

-Шоколад какой?

-Вишня какая?

-Груша какая?

-Каша какая?

III. Рефлексия

-Ты молодец. Мне было очень приятно с тобой работать. Ты был внимательным, активным, сосредоточенным и очень старательным. С кем ты познакомился? Чему было посвящено наше занятие? Какие органы артикуляции помогают нам правильно и красиво говорить? Наше занятие было полезным? Прикрепи фигурку звука [ш] на подходящее место в «Замке»

 

 Самоанализ коррекционно- логопедического занятия

Данное занятие посвящено постановке звука [ш]. Структура занятия отвечает развивающим задачам обучения, воспитания и коррекции. Оно органично связано с предыдущими занятиями и опирается на них, является подготовительным к следующей теме.

Было учтено речевое  заключение  на ребенка, особенности психического развития детей младшего школьного возраста, индивидуальные возможности ребенка.

Цель: автоматизировать звук [ш]в словосочетаниях и предложениях.

Задачи:

1.Автоматизация звука [ш] связной речи.
2.Развитие силы голоса, дыхания, мелкой моторики;

3.Развитие фонематического слуха;
4.Активизация в речи слов со звуком [ш] в связной речи.
5.Воспитывать у ребенка желание правильно и красиво говорить.

При проведении занятия большое значение придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов (доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход) и специальных положений, разработанных в логопедии (принцип развития, принцип системного подхода, принцип связи речи с другими сторонами психического развития).

В основу обучения было положено развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. Процессу овладения детьми фонетической системы языка придавался осознанный характер. Осознанный контроль за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех этапах занятия сочетался с развитием фонематического восприятия.

На занятии обучение носило проблемно-игровой характер. Во время путешествия по волшебному городу ребенок выполнял различные задания. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность ребенка и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.

В ходе занятия использовал наглядные, словесные и практические методы, направленные на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. Предложенные задания давались в порядке нарастающей сложности.

Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия. Смена видов деятельности позволила предотвратить утомляемость и пресыщемость каким-то одним видом деятельности. Ребенок динамично переключался со словесных игр на игры с предметами.

Для получения более высоких результатов деятельности,  были использованы разнообразные материалы: наглядные пособия, дидактический раздаточный материал. Наглядный материал соответствовал теме и целям занятия. На всех этапах занятия активизировалась речевая деятельность ребенка. В ходе занятия следила за внятностью, выразительностью речи ребенка, осуществляла дифференцированный подход в обучении. Максимально учитывала интересы и способности ребенка, варьировала задания и их дозировку.

Анализируя деятельность ребенка на занятии, хочется отметить, что он проявляли познавательную активность, эмоциональное реагировал на приёмы активации деятельности, использовал имеющиеся знания и умения. Он были заинтересован, внимателен, организован.

Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы  обеспечивали мотивацию деятельности ребенка  на достижение поставленных задач, помогли обобщить и закрепить полученные знания. Коррекционно-развивающие задачи были выполнены, и цель достигнута

 

Цели:

коррекционно-развивающие

-формирование навыка правильного произношения изолированного звука;

-максимальное использование сформированных артикуляционных движений опорных звуков;

-развитие кинестетической основы организации движений;

-формирование адекватных фонематических представлений

коррекционно-образовательные:

-восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи

коррекционно-воспитательные:

-установление доверительных отношений между логопедом и ребенком и целенаправленная подготовка к занятиям.

Оборудование: магнитофон для выполнения артикуляционной гимнастики ; зеркало; зонд, спирт, вата; игра «Звуковая мозаика», фишки.

 

Ход занятия:

I.    Орг.момент

-Сегодня для занятия нам нужно хорошее настроение,  терпение, старание. И мы будим учиться рычать как тигр.

 

II. Основная часть

 

  1.     Дыхательная и артикуляционная гимнастика:

Упражнение для выработки напора воздуха

– Выдувание ватных шариков из стаканчика

 

2. Упражнение для языка (делается под музыку)

1.    «Чистим зубки», «расческа», «блинчик», «чашечка», «мостик».

  1.     Обучение учащегося ощущению положений органов артикуляции при произнесении звука Р

Логопед : дает словесный отчет, используя артикуляционный профиль.

·         Кончик языка поднят к альвеолам,

·         боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.

·         под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посредине языка кончик языка вибрирует у альвеол.

·         губы открыты

·         зубы разомкнуты

·         на ладони, поднесенной ко рту, ощущается сильная струя воздуха

·         звук – звонкий

  1.     Физминутка

Игра «Слушай и повтори»

На звук А – хлопнуть в ладоши,

На звук У – закрыть глаза ладонями

На звук И – топнуть.

  1.     Постановка звука Р в два этапа:

 

1 этап

Ставится фрикативный звук Р без вибрации от быстро произносимого звука Д без округления губ и с перемещением кончика языка максимально близко к верхним зубам (альвеолам).

Звук должен произноситься с сильным напором воздуха.

 

2 этап

С силой произносится фрикативный звук. Одновременно с этим вводится под нижнюю поверхность передней части языка зонд и производятся быстрые ритмичные движения из стороны в сторону, раскачивая язык.

 

  1.     Игра на развитие фонематического слуха «Поймай звук»

 

(произношу разные звуки, затем слова, ребенок должен услышать звук «р» или слово со звуком «р2» и хлопнуть в ладоши»

 

  1.     Развитие звукового анализа

 

Игра «Звуковая мозаика»

Перед ребенком жетоны – синие, зеленые.

Инструкция:

«Если слово оканчивается звуком Р, клади синий жетон. Если начинается  со звука Р – зеленый

 

Слова: рубаха, парробот, бугор,  мухомор, ракета, набор, забор

 

 

III. Итог занятия:

Смысловая рефлексия занятия (что училась делать на занятии?)

Эмоциональная рефлексия занятия (за что ты себя можешь похвалить?)

 

Консультация для родителей

«Развитие зрительно-пространственных представлений у детей нарушениями речи»

 

По последним исследованиям у большинства детей с речевыми нарушениями отмечается низкий уровень развития восприятия пространства и ориентировки в нем. Такие дети затрудняются в определении сторон пространства (особенно правой и левой). Они недопонимают пространственные отношения между предметами. В связи с недоразвитием речемыслительных процессов дети не могут соотнести положение предмета в пространстве с его словесным обозначением.

Что же такое пространственные представления? В психологическом словаре они рассматриваются как представления о: величине, форме, относительном расположении объектов, их поступательном и вращательном движении и т.д. Как и другие психические процессы, пространственные представления реализуются благодаря тесному межполушарному взаимодействию, которые обеспечивают ориентировку в пространстве, правильную организацию действий.

Недостаточно сформированные пространственные представления с большой вероятностью скажутся у дошкольников на формировании грамотной связной речи, а у школьников на процессе формирования навыка чтения и письма.

Дети, у которых не сформированы пространственные представления, не используют в своей речи предлоги, обозначающие расположение предметов, людей и животных. В их речи часто отсутствует предлог «над». Дошкольники затрудняются в дифференциации предлогов «к», «у», «в», «на» (к дому, у дома, в столе - на столе). Нередко смешивают предлоги «перед – после», что является следствием несформированности пространственных отношений. Например: «Шкаф стоит после стула», или «Лето бывает перед весной, а осень после зимы». В дальнейшем, при овладении навыком письма перечисленные трудности приводят к нарушениям письменной речи, патологическую основу которой составляют недостаточность или запаздывание формирования «схемы тела». Впоследствии это проявится в затруднениях ориентировки в схеме тетрадного листа. Например, при оформлении письменных работ дети долгое время не могут принять и добиться автоматизма при выполнении стандартных требований к их оформлению: пропуск определённого количества строчек или клеточек между работами, выделение «красной строки», соблюдение «полей» тетрадного листа, оформления работы «в два - три столбика», равномерного заполнения тетрадного листа текстом.

Для того чтобы предотвратить это необходимо еще в дошкольном возрасте развивать зрительно – пространственные представления у детей. Развивать их можно с помощью игр и упражнений представленных ниже.

  

Упражнение «Найди предмет».

Материал: картинка с наложенными друг на друга контурами предметов, цветные карандаши. Взрослый предлагает ребенку на картинки найти изображение предмет (например: ведро) и закрасить его по контуру в оранжевый цвет.

 

Упражнение: «Нарисуй правильно».

Материал: альбомный лист, цветные карандаши.

Взрослый дает ребенку задание нарисовать геометрические фигуры в правильной последовательности и в определенном расположении на листе. Инструкция: «Нарисуй треугольник в крайнем верхнем правом углу листа и закрась его жёлтым цветом. Нарисуй круг в середине листа и закрась его синим цветом. Нарисуй квадрат в крайнем нижнем левом углу и закрась его зеленым цветом; нарисуй в крайнем нижнем правом углу ромб и закрась его синим цветом. Нарисуй в крайнем верхнем левом углу овал и закрась его оранжевым цветом».

 

Игра с обручами.

Проводится группами по 3-5 человек, можете позвать всех членов семьи. На пол, на расстоянии 1,5 м друг от друга, кладется два обруча. По сигналу ведущего «Внутрь» все участники должны вбежать внутрь обручей, на сигнал «Между» - присесть между обручами, на сигнал «Снаружи» - выбежать за пределы.

 

Дифференциация правых и левых частей тела.

Цель: дифференциация правых и левых частей тела – правая и левая рука, нога; правый и левый глаз; правое и левое ухо.

Параллельно уточняются те названия парных частей тела, которые с трудом закрепляются в словаре детей с нарушениями речи. Например: голень, бедро, щиколотка, запястье, стопа, кисть, плечо и т. д.

Взрослый предлагает ребенку:

- Поднять правую руку, левую руку.

- Показать, где у соседа правая и левая рука.

- Поднять то левую, то правую руку, показать карандаш левой, правой рукой, взять книгу левой, правой рукой.

Назвать предметы, которые расположены справа и слева по отношению к себе.

 

Упражнение «Скажи наоборот».

Взрослый говорит ребенку фразу с предлогом, определяющим местоположение, а ребенок должен сказать фразу, с противоположным предлогом. Например: «Кошка лежала под стулом», а ребенок должен поменять место кошки и сказать: «Кошка лежала на стуле».

«Мяч лежит за стулом» - « Мяч лежит перед стулом»

«Бабочка порхает над цветком» - « Бабочка порхает под цветком» и т.д.

 

Упражнение «Хлопни в ладоши, когда услышишь предлог ...».

Взрослый предлагает детям прослушать текст и когда они услышат предлог (на, под, в ) хлопнуть в ладоши / поднять карточку с схематическим изображением предлога.

 

Игра «Помоги Незнайке разложить учебные принадлежности».

Материал : картинка - план, учебные принадлежности ( книга, тетрадь, линейка, карандаш, ручка, пенал).

Ребенку предлагается картинка - план со схематическим изображением учебных принадлежностей. Он раскладывает реальные учебные принадлежности в соответствии с планом.

 

 

 

Упражнение «Положи предмет куда скажу»

Материал: мяч, ручка, карандаш, книга.

Взрослый дает задание ребенку. Например: «Положи мяч под стул», «Положи книгу на стол», «Поставь карандаш в стакан» и т.д. После каждого выполненного задания задает ему вопрос: «Где лежит мяч?», «Где лежит книга?».

 

Игра «Угадай-ка»

Для проведения данной игры необходимы игрушки, которые есть у Вашего ребенка, например, мишка, зайчик и кукла. Главное, чтобы эти игрушки были достаточно крупными и их можно было посадить, поставить перед ребенком, за ним или сбоку от него. Ребенка нужно посадить в центре, а игрушки разместить вокруг. Далее взрослый говорит, что загадал одну из игрушек, а задача ребенка — угадать, какую. А поможет в этом «адрес» игрушки, например, «Она сидит сбоку от тебя (или за тобой, перед тобой)». Ребенок должен назвать игрушку, которая находится в указанном месте. Затем можно поменяться с ребенком местами, расставив игрушки вокруг себя. Теперь загадывать «адрес» должен малыш.

 

Игра «Куда?»

Стимульный материал: на белом листе бумаги изображение машин, деревьев

Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. Покажи, какие ма­шины едут вправо, какие — влево? Посмотри внимательно на деревья. Как ты думаешь, куда дует ветер?

 

 

Играя, ребенок практически осваивает пространство и предметную действительность. Результатом пространственно-ориентированной практической деятельности детей в сочетании с речевым обозначением пространственных отношений становится сформированная система пространственных представлений и понятий. В целом такая целенаправленная, комплексная работа способствует развитию речи, умственному развитию ребенка, создает предпосылки для успешного усвоения учебной программы, а также социальной адаптации в обществе.

 

 

Логопед: Серегина Т.А.

 

Подготовила: логопед Князева О.В.